Определение от 04.06.2010 г.
В связи с обращением открытого акционерного общества «Карельская энергосбытовая компания»
| Именем Республики Карелия
Определение Конституционного Суда Республики Карелия |
||
по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия части 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 19 декабря 2008 года № 1251-ЗРК «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением проживающим за пределами городов пенсионерам, проработавшим не менее десяти лет педагогическими работниками в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» в связи с обращением открытого акционерного общества «Карельская энергосбытовая компания»
| г. Петрозаводск |
4 июня 2010 года
|
Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего П.А. Союнена, судей В.П. Наговицына, Т.Н. Фотиной,
заслушав в судебном заседании заключение судьи-докладчика В.П. Наговицына,
установил:
1. Закон Республики Карелия № 1251-ЗРК «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением проживающим за пределами городов пенсионерам, проработавшим не менее десяти лет педагогическими работниками в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» принят Законодательным Собранием Республики Карелия 27 ноября 2008 года, подписан Главой Республики Карелия 19 декабря 2008 года, опубликован в газете «Карелия» от 27 декабря 2008 года № 146.
В соответствии с частью 3 статьи 3 вышеназванного Закона Республики Карелия в целях возмещения организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги и (или) обеспечивающим получение гражданами жилищно-коммунальных услуг, расходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в части освобождения от платы за освещение, государственные учреждения социальной защиты – центры социальной работы городов и районов Республики Карелия (далее – Центры) – ежемесячно перечисляют указанным организациям средства исходя из количества жилых помещений, в которых проживают граждане, пользующиеся мерами социальной поддержки, объема электрической энергии, равного 38 кВт, и стоимости электрической энергии.
В случае, если расходы организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги и (или) обеспечивающих получение гражданами жилищно-коммунальных услуг, связанные с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в части освобождения от платы за освещение, превышают перечисленные средства, указанные организации вправе обратиться в Центры для получения дополнительных средств, необходимых для полного возмещения расходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в части освобождения от платы за освещение. В этом случае организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги и (или) обеспечивающие получение гражданами жилищно-коммунальных услуг, обязаны представить в Центры документы, подтверждающие произведенные расходы по предоставлению гражданам мер социальной поддержки в части освобождения от платы за освещение.
По мнению ОАО «Карельская энергосбытовая компания», обратившегося в Конституционный Суд Республики Карелия с ходатайством о признании не соответствующими Конституции Республики Карелия правовых предписаний части 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 19 декабря 2008 года № 1251-ЗРК, право педагогических работников (в том числе перешедших на пенсию) на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением является федеральной мерой поддержки и должно предоставляться в объеме, определенном законодательством Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации делегировано лишь право устанавливать размер, условия и порядок возмещения расходов организаций на предоставление льготы, установленной федеральным законодательством. Оспариваемое положение Закона, по сути, не только определяет порядок возмещения организациям, оказывающим коммунальные услуги, расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, но и затрагивает вопрос об объеме предоставления этих льгот гражданину.
Заявитель считает, что таким правовым регулированием нарушаются социальные гарантии, предусмотренные федеральным законом, фактически льгота на бесплатное освещение, гарантированная федеральным законодателем, ограничивается 38 кВт, и просит признать оспариваемые правовые предписания указанного Закона не соответствующими Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (часть 2), 7 (часть 1), 17.
2. Законодательным Собранием Республики Карелия 15 апреля 2010 года, в период нахождения настоящего дела в производстве суда, принят Закон Республики Карелия «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия».
Закон Республики Карелия «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» № 1377-ЗРК подписан Главой Республики Карелия 21 апреля 2010 года, опубликован в газете «Карелия» от 24 апреля 2010 года № 43.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 указанного Закона Республики Карелия рассматриваемый в настоящем деле Закон Республики Карелия от 19 декабря 2008 года № 1251-ЗРК утратил силу.
Законодатель ввел иной механизм предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам (в том числе перешедшим на пенсию), указанным в части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия «Об образовании».
Гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, вместо натуральной формы предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме указанным гражданам устанавливаются Правительством Республики Карелия (статьи 1 и 2 Закона Республики Карелия от 26 ноября 2009 года № 1343-ЗРК «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Карелия»).
Согласно статье 68 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» Конституционный Суд Республики Карелия прекращает производство по делу, когда в ходе заседания выявляются основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению, или будет установлено, что обращение не является допустимым, а также в иных случаях, установленных Законом.
Поскольку оспариваемые заявителем законоположения утратили силу в период рассмотрения дела и не нарушают конституционных прав и свобод граждан, а регулируют только вопросы возмещения энергоснабжающим организациям расходов по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, производство по данному делу подлежит прекращению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 68, 71-74 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», Конституционный Суд Республики Карелия
определил:
1. Производство по делу по обращению открытого акционерного общества «Карельская энергосбытовая компания» о проверке соответствия Конституции Республики Карелия части 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 19 декабря 2008 года № 1251-ЗРК «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением проживающим за пределами городов пенсионерам, проработавшим не менее десяти лет педагогическими работниками в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» прекратить.
2. Настоящее Определение является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в очередном номере газеты «Карелия» и в официальном издании «Собрание законодательства Республики Карелия».
Рубрики: Определения