Определение от 29.06.2011 г.
Об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданина Грецкого Геннадия Николаевича
| ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ |
| об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданина Грецкого Геннадия Николаевича о проверке соответствия Конституции Республики Карелия части 1 статьи 2 и пункта 6 части 1 статьи 3 Закона Республики Карелия от 6 октября 2005 года № 903-ЗРК «О некоторых вопросах пожарной безопасности» |
|
город Петрозаводск
|
29 июня 2011 года
|
Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего Т.Н. Фотиной, судей В.П. Наговицына, П.А. Союнена, заслушав заключение судьи П.А. Союнена, проводившего на основании
статьи 39 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» предварительное изучение обращения гражданина Грецкого Геннадия Николаевича,
установил:
1. В своем обращении в Конституционный Суд Республики Карелия гражданин Грецкий Геннадий Николаевич оспаривает конституционность отдельных положений Закона Республики Карелия от 6 октября 2005 года № 903-ЗРК «О некоторых вопросах пожарной безопасности» (принят Законодательным Собранием Республики Карелия 22 сентября 2005 года, подписан Главой Республики Карелия 6 октября 2005 года, опубликован в газете «Карелия» от 13 октября 2005 года № 114), а именно:
части 1 статьи 2, согласно которой в соответствии с федеральным законодательством Противопожарная служба Республики Карелия входит в систему Государственной противопожарной службы;
пункта 6 части 1 статьи 3, согласно которому к полномочиям Правительства Республики Карелия в области пожарной безопасности относится утверждение перечня оперативных должностей Противопожарной службы Республики Карелия в целях пенсионного обеспечения работников в соответствии с федеральным законодательством.
Заявитель полагает, что гарантии социальной защиты должны одинаково распространяться как на сотрудников федеральной противопожарной службы, так и на работников противопожарной службы субъектов Российской Федерации. В связи с этим он просит обязать Законодательное Собрание Республики Карелия внести изменения в оспариваемый Закон, дополнив его пункт 6 части 1 статьи 3 словами «Работникам государственной противопожарной службы Республики Карелия, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсия по старости устанавливается по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет».
2. Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 25 Конституции Республики Карелия каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Пенсионное обеспечение является составной частью социального обеспечения.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно части 2 статьи 25 Конституции Республики Карелия в Республике Карелия в соответствии с законом может устанавливаться дополнительное социальное обеспечение.
Право на назначение пенсии по старости работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым министром внутренних дел Российской Федерации, по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет, первоначально было установлено статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В дальнейшем законодательство об указанном пенсионном обеспечении неоднократно менялось.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены изменения в Федеральный закон «О пожарной безопасности», закрепившие разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности.
С учетом этого разграничения полномочий и в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации (статья 5). Финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с указанным Законом является расходным обязательством Российской Федерации (статья 10).
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ), специальным законодательным актом в области пенсионного обеспечения, предусмотрено назначение трудовой пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (подпункт 18 пункта 1 статьи 27). Как следует из данной нормы, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам федеральной противопожарной службы.
По смыслу статей 5, 10, 16, 18 Федерального закона «О пожарной безопасности» противопожарная служба субъектов Российской Федерации не входит в структуру Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Указанная служба создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Предусмотренная действующим федеральным законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации была предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем Определении от 5 февраля 2009 года № 552-О-О изложил правовую позицию, в соответствии с которой дифференциация основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и она не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в данном Определении Конституционного Суда Российской Федерации подчеркивается также, что субъекты Российской Федерации вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать для сотрудников противопожарных служб дополнительные гарантии социального, в том числе пенсионного обеспечения, в частности, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что прямо вытекает из статьи 18 Федерального закона «О пожарной безопасности», согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей.
Указанное пенсионное обеспечение работников противопожарной службы субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации должно осуществляться с соблюдением условий, предусмотренных Федеральным законом «О пожарной безопасности».
В соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения деятельности Противопожарной службы Республики Карелия регулируются также Законом Республики Карелия от 6 октября 2005 года № 903-ЗРК «О некоторых вопросах пожарной безопасности», постановлением Правительства Республики Карелия от 15 сентября 2005 года № 117-П «О противопожарной службе Республики Карелия».
Право на пенсию ранее общеустановленного пенсионного возраста работникам Противопожарной службы Республики Карелия действующим законодательством Республики Карелия не предусмотрено.
Внесение изменений в Закон Республики Карелия «О некоторых вопросах пожарной безопасности», связанных с установлением дополнительных гарантий пенсионного обеспечения работникам Противопожарной службы Республики Карелия, к полномочиям Конституционного Суда Республики Карелия не относится и является исключительной прерогативой Законодательного Собрания Республики Карелия.
3. Конституционный Суд Республики Карелия, разрешая вопрос о возможности принятия обращения к рассмотрению, наряду с другими обстоятельствами устанавливает, имеется ли в действительности неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Республики Карелия оспариваемых норм, или такая неопределенность является мнимой.
Положение части 1 статьи 2 Закона Республики Карелия «О некоторых вопросах пожарной безопасности», согласно которому в соответствии с федеральным законодательством Противопожарная служба Республики Карелия входит в систему Государственной противопожарной службы, воспроизводит положение статьи 5 Федерального закона «О пожарной безопасности», устанавливающей структуру Государственной противопожарной службы, не содержат неопределенности в вопросе о ее соответствии Конституции Республики Карелия. Поэтому в этой части обращение заявителя, как не отвечающая критерию допустимости, не может быть принята к рассмотрению в соответствии с требованиями Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия».
Положение пункта 6 части 1 статьи 3 вышеназванного республиканского Закона определяет полномочие Правительства Республики Карелия в области пожарной безопасности по утверждению перечня оперативных должностей Противопожарной службы в целях пенсионного обеспечения в соответствии с федеральным законодательством, что также корреспондирует положению части седьмой статьи 8 Федерального закона «О пожарной безопасности» и не содержит неопределенности.
Таким образом, поскольку неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Республики Карелия положений части 1 статьи 2 и пункта 6 части 1 статьи 3 Закона Республики Карелия от 6 октября 2005 года № 903-ЗРК «О некоторых вопросах пожарной безопасности» отсутствует, обращение гражданина Грецкого Г.Н. не может быть принято Конституционным Судом Республики Карелия к рассмотрению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 41 (пункт 1), 43, 72 (часть 2) Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», Конституционный Суд Республики Карелия
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения гражданина Грецкого Геннадия Николаевича о проверке соответствия Конституции Республики Карелия части 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 3 Закона Республики Карелия от 6 октября 2005 года № 903-ЗРК «О некоторых вопросах пожарной безопасности».
2. Государственная пошлина в размере 200 рублей, уплаченная при обращении Грецкого Геннадия Николаевича с просьбой о рассмотрении вопроса о соответствии Конституции Республики Карелия части 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 3 Закона Республики Карелия от 6 октября 2005 года № 903-ЗРК «О некоторых вопросах пожарной безопасности», подлежит возврату заявителю.
3. Определение является окончательным, вступает в силу немедленно после его оглашения и обжалованию не подлежит.
Конституционный Суд Республики Карелия
Рубрики: Определения