Определение от 03.02.2011 г.

О принятии к производству обращения Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Петрозаводск
3 февраля 2011 года

Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего В.П. Наговицына, судей П.А. Союнена, Т.Н. Фотиной,

заслушав заключение судьи Т.Н. Фотиной, проводившей на основании статьи 39 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» предварительное изучение обращения Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия о проверке соответствия Конституции Республики Карелия Закона Республики Карелия от 10 ноября 2010 года № 1435-ЗРК «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения»,

установил:

Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия оспаривает конституционность Закона Республики Карелия от 10 ноября 2010 года № 1435-ЗРК «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения». Данный Закон Республики Карелия принят Законодательным Собранием Республики Карелия 21 октября 2010 года, подписан Главой Республики Карелия 10 ноября 2010 года, опубликован в газете «Карелия» от 2 декабря 2010 года № 132.

Оспариваемым Законом Республики Карелия с 1 января 2011 года признан утратившим силу пункт 3 статьи 1 Закона Республики Карелия
от 25 июля 1995 года № 69-ЗРК «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения».

В соответствии с утратившим силу пунктом 3 статьи 1 указанного Закона Республики Карелия граждане, проживающие в Республике Карелия и достигшие возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин, не имеющие наград и (или) званий, указанных в пункте 2 названной статьи, имеющие стаж не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, при условии, что не менее 20 лет стажа для мужчин и 15 лет стажа для женщин приходится на период работы и (или) иной деятельности на территории Республики Карелия, признавались ветеранами труда Республики Карелия.

Статьей 3 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» установлено право лиц, которым присвоено звание «Ветеран труда Республики Карелия», на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Карелия
от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия».

Как указано в обращении, республиканский законодатель, изменив правовое регулирование вопроса присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия», лишил возможности получения звания «Ветеран труда Республики Карелия» и, соответственно, приобретения права на меры социальной поддержки, целую категорию граждан, отвечавшую требованиям утратившей силу нормы Закона Республики Карелия. Оспариваемый Закон Республики Карелия лишает граждан, имеющих трудовой стаж и не награжденных государственными наградами (званиями), права на получение звания «Ветеран труда Республики Карелия», а, следовательно, и мер социальной поддержки, а потому не соответствует статьям 19, 25 Конституции Республики Карелия.

Конституционность Закона Республики Карелия от 10 ноября 2010 года № 1435-ЗРК «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» в целом по порядку принятия оспаривается заявителем на том основании, что, по его утверждению, при рассмотрении законопроекта и его принятии были допущены неоднократные и грубые нарушения Регламента Законодательного Собрания Республики Карелия.

Так, по мнению заявителя, принятие оспариваемого Закона одновременно в первом и окончательном чтениях, без публичного обсуждения законопроекта с участием общественных организаций, политических партий, профессиональных союзов и граждан не соответствует статье 3 Конституции Республики Карелия, устанавливающей, что осуществление государственной власти в Республике Карелия основано на принципах демократии, а также статье 20 Конституции Республики Карелия, в соответствии с которой граждане имеют право участвовать в управлении делами Республики Карелия как непосредственно, так и через своих представителей в соответствии с законодательством.

Заявитель считает, что отсутствием в Законодательном Собрании Республики Карелия на момент принятия оспариваемого Закона Республики Карелия заключения Главы Республики Карелия, нарушено требование, установленное статьей 42 Конституции Республики Карелия, в соответствии с которой законопроекты об изменении финансовых обязательств Республики Карелия, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Республики Карелия, рассматриваются Законодательным Собранием Республики Карелия по представлению Главы Республики Карелия либо при наличии заключения указанного лица. Заявитель полагает, что наличие заключения Главы Республики Карелия являлось необходимым условием для соблюдения конституционной процедуры принятия оспариваемого Закона Республики Карелия, поскольку законопроект был инициирован не Главой Республики Карелия, а депутатом Законодательного Собрания Республики Карелия.

Кроме того, в обращении заявитель утверждает, что при процедуре рассмотрения законопроекта и принятии оспариваемого Закона Республики Карелия были нарушены требования статей 53, 56, 60 Регламента Законодательного Собрания Республики Карелия, выразившиеся в отсутствии в пояснительной записке к законопроекту обоснования необходимости его принятия, в том числе ожидаемых социально-экономических последствий, а также в нарушении сроков рассмотрения законопроекта ответственным комитетом и непроведении его лингвистической экспертизы.

Таким образом, Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия полагает, что Закон Республики Карелия «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» не соответствует Конституции Республики Карелия, ее статьям 3, 19, 20, 25 и 42.

Заслушав заключение судьи Т.Н. Фотиной по результатам предварительного изучения обращения, Конституционный Суд Республики Карелия приходит к выводу о том, что оно подлежит принятию к рассмотрению.

Обращение соответствует требованиям статей 35 и 36 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», оплачено госпошлиной, является допустимым, а разрешение вопроса, поставленного в обращении, подведомственно Конституционному Суду Республики Карелия.

Документы, приложенные к обращению, являются достаточными для рассмотрения вопроса о принятии обращения к рассмотрению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 33 – 37, 39, 40, 42 и 83 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», Конституционный Суд Республики Карелия

определил:

1. Принять к рассмотрению обращение Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия о проверке соответствия Конституции Республики Карелия  Закона Республики Карелия от 10 ноября 2010 года № 1435-ЗРК «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения».

2. Признать сторонами по делу Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия, Законодательное Собрание Республики Карелия, Главу Республики Карелия.

3. Пригласить в судебное заседание по делу: стороны, прокурора Республики Карелия, депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия М.И. Мрыхина, И.Н. Романова, Г.В. Фандеева, представителей фракций, депутатских объединений в Законодательном Собрании Республики Карелия, а также представителей: Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия, Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Министерства финансов Республики Карелия, Общественной палаты Республики Карелия, Объединения организаций профсоюзов в Республике Карелия.

4. Дело назначить к слушанию распоряжением И.о. Председателя Конституционного Суда Республики Карелия, о времени и месте заседания уведомить стороны и других участников процесса.

Конституционный Суд Республики Карелия

Рубрики: Определения