11 ноября 2016 года Конституционный Суд Республики Карелия провозгласил решение по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия Закона Республики Карелия от 18 июня 2015 года № 1906-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований и о сроках полномочий органов местного самоуправления в Республике Карелия» в связи с обращением граждан А.Г. Алексеева, Г.В. Васильевой и других
11 ноября 2016 года Конституционный Суд Республики Карелия провозгласил решение по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия Закона Республики Карелия от 18 июня 2015 года № 1906-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований и о сроках полномочий органов местного самоуправления в Республике Карелия» в связи с обращением граждан А.Г. Алексеева, Г.В. Васильевой и других.
История вопроса
Закон Республики Карелия от 18 июня 2015 года № 1906-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований и о сроках полномочий органов местного самоуправления в Республике Карелия» принят Законодательным Собранием Республики Карелия 18 июня 2015 года, в этот же день подписан Главой Республики Карелия и размещен (опубликован) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Правовым регулированием, действовавшим до вступления в силу оспариваемого Закона, было установлено, что глава городского округа в Республике Карелия избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Оспариваемым Законом в Закон Республики Карелия от 30 сентября 2014 года № 1835-ЗРК «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований и о сроках полномочий органов местного самоуправления в Республике Карелия» внесены следующие изменения:
из части 1 статьи 2 исключено указание на главу городского округа как на выборное должностное лицо местного самоуправления, избираемое на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
Закон дополнен новой статьей 2¹, согласно которой глава городского округа в Республике Карелия избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Позиция заявителей
По мнению заявителей, оспариваемый Закон не соответствует Конституции Республики Карелия, ее статьям 3 (части 2 и 3), 5 (часть 2), 16 (часть 2), 17, 19 (часть 2), 20 (часть 2), 44 (часть 2), 70 (части 1 и 2), поскольку вводимый им новый порядок замещения должности главы городского округа в Республике Карелия является единственно возможным, что ограничивает право жителей городов Петрозаводск и Костомукша самостоятельно определять наиболее предпочтительный способ избрания главы городского округа; конституционность Закона оспаривалась заявителями и по порядку его принятия, подписания и опубликования, поскольку, как указано в обращении, не было учтено мнение населения, а также были допущены грубейшие нарушения законотворческой процедуры.
Позиция Суда
Конституционный Суд Республики Карелия отметил следующее.
Установление оспариваемым Законом безальтернативного способа замещения должности главы городского округа в Республике Карелия представляет собой выбор законодателем Республики Карелия оптимального, на его взгляд, варианта формирования органов местного самоуправления для создания наиболее эффективного в конкретных исторических условиях организационно-правового механизма достижения конституционных целей с участием всех уровней публичной власти, осуществленный в рамках предоставленной дискреции, и не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления.
Петрозаводский городской Совет, реализовав право законодательной инициативы при внесении в Законодательное Собрание Республики Карелия проекта оспариваемого Закона, а Совет Костомукшского городского округа, поддержав указанную инициативу, будучи по своей правовой природе выборными органами, представляющими интересы населения, и через которые народ осуществляет свою власть, выразили мнение проживающего на территориях городских округов в Республике Карелия населения относительно изменения порядка замещения должности главы городского округа.
Оспариваемый Закон был принят по результатам обсуждения как до заседания Законодательного Собрания Республики Карелия, так и непосредственно на заседании, а доводы заявителей о допущенных процедурных нарушениях на стадии подготовки законопроектов к рассмотрению Законодательным Собранием Республики Карелия не свидетельствуют о влиянии на формирование действительной воли законодателя, направленной на изменение одного безальтернативного способа замещения должности главы городского округа в Республике Карелия на другой.
С учетом установленных обстоятельств принятия оспариваемого Закона коллегиальным органом в правомочном составе, на правомочном заседании, установленным большинством голосов, процедурные нарушения, даже при их наличии, не могут рассматриваться как повлиявшие на формирование объективной воли Законодательного Собрания Республики Карелия при принятии оспариваемого Закона.
Учитывая, что промульгация в день принятия закона Республики Карелия Главой Республики Карелия, находящимся за пределами территории Республики Карелия, возможна и конституционно допустима, а направленность воли Главы Республики Карелия на подписание и опубликование оспариваемого Закона при рассмотрении настоящего дела установлена, основания для признания оспариваемого Закона не соответствующим Конституции Республики Карелия по порядку подписания и опубликования отсутствуют.
При таких обстоятельствах Конституционный Суд Республики Карелия не усмотрел оснований для признания оспариваемого Закона не соответствующим Конституции Республики Карелия по порядку его принятия, подписания и опубликования, что не препятствует законодателю осуществить дополнительное правовое регулирование, направленное на совершенствование законотворческого процесса.
Таким образом, Конституционный Суд Республики Карелия признал Закон Республики Карелия от 18 июня 2015 года № 1906-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований и о сроках полномочий органов местного самоуправления в Республике Карелия» соответствующим Конституции Республики Карелия по содержанию, по порядку его принятия, подписания и опубликования.
Председательствовала в процессе Беньяминова Светлана Александровна
Судья-докладчик Данилова Мария Вадимовна
Рубрики: Новости