29 апреля 2016 года Конституционный Суд Республики Карелия провозгласил решение по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 2 марта 2015 года № 27 «Об утверждении нормативов потребления твердого топлива для населения, проживающего в домах (жилых помещениях) с печным отоплением на территории Республики Карелия» в связи с обращением депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия Логиновой Светланы Васильевны, Рогалевича Андрея Сергеевича, Семеновой Ирины Григорьевны, Федичева Александра Сергеевича
29 апреля 2016 года Конституционный Суд Республики Карелия провозгласил решение по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 2 марта 2015 года № 27 «Об утверждении нормативов потребления твердого топлива для населения, проживающего в домах (жилых помещениях) с печным отоплением на территории Республики Карелия» в связи с обращением депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия Логиновой Светланы Васильевны, Рогалевича Андрея Сергеевича, Семеновой Ирины Григорьевны, Федичева Александра Сергеевича.
История вопроса
2 марта 2015 года Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия издан приказ № 27, которым утверждены и введены в действие нормативы потребления твердого топлива для населения, проживающего в домах (жилых помещениях) с печным отоплением на территории Республики Карелия в целях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, установленных законодательными актами Российской Федерации и Республики Карелия, а также субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С момента вступления приказа в силу перестали применяться в целях предоставления мер социальной поддержки муниципальные нормативные правовые акты, устанавливавшие такие нормативы в каждом муниципальном образовании.
Позиция заявителей
По мнению заявителей, оспариваемый приказ не соответствует Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (части 1 и 2), 17, 19, поскольку вводимое им правовое регулирование влечет снижение достигнутого на дату вступления в силу приказа (15 марта 2015 года) уровня социальной поддержки граждан, а отсутствие переходного периода не позволяет гражданам адаптироваться к изменениям правового регулирования. При этом снижение уровня социальной поддержки заявители связывают не только с новым подходом при установлении нормативов потребления, но и с их применением в совокупности с социальными нормами площади жилья.
Позиция Суда
Конституционный Суд Республики Карелия отметил следующее.
Утверждение оспариваемым приказом нормативов потребления твердого топлива в целях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг порождает недопустимую правовую неопределенность в отношении порядка расчета предоставляемых мер социальной поддержки, вследствие которой указанные нормативы фактически применяются центрами социальной работы городов и районов Республики Карелия в отсутствие правовых оснований, что не отвечает конституционным принципам юридического равенства, верховенства права, приводит к нарушению принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Поскольку оспариваемый приказ издан в отсутствие законодательно определенного органа государственной власти Республики Карелия, уполномоченного на установление нормативов потребления топлива в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также норм, позволяющих определить такой орган, то, несмотря на формальные ссылки в преамбуле приказа на нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Карелия как правовые основания его принятия, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия по собственному усмотрению установило нормативы потребления твердого топлива, применяемые исключительно для расчета мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных статьей 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», чем вторглось в компетенцию законодателя Республики Карелия. Следовательно, оспариваемый приказ нарушает принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Таким образом, Конституционный Суд Республики Карелия признал приказ не соответствующим Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (части 1 и 2), 6, 19, 41 (пункт 2 части 1, пункт 15 части 2).
Учитывая, что утрата оспариваемым приказом юридической силы с момента провозглашения Постановления могла привести к нарушению прав граждан в сфере реализации мер социальной поддержки (до приведения правового регулирования в соответствие с вынесенным Постановлением – граждане были бы лишены возможности реализовать право на получение социальной поддержки, что противоречило бы природе Конституционного Суда Республики Карелия как органа, решения которого не должны приводить к ухудшению правового положения граждан в отношениях с государством), Конституционный Суд отсрочил исполнение своего решения, с тем чтобы законодатель имел возможность внести необходимые изменения в правовое регулирование, а правоприменители и граждане – адаптироваться к новым условиям правового регулирования. Приказ Министерства утрачивает силу по истечении шестимесячного срока со дня провозглашения Постановления.
Председательствовала в процессе Беньяминова Светлана Александровна
Судья-докладчик Данилова Мария Вадимовна
Рубрики: Новости