Определение от 19 октября об отказе в принятии к рассмотрению обращения Лапоревича Н.М., депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Федичева А.С.
| КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ |
| ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
| об отказе в принятии к рассмотрению обращения Лапоревича Николая Михайловича и депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Федичева Александра Сергеевича о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений пункта 20 статьи 1 Закона Республики Карелия от 1 ноября 2004 года № 813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» и пункта 14 статьи 1¹ Закона Республики Карелия от 1 декабря 2004 года № 825-ЗРК «О муниципальных районах в Республике Карелия» |
|
город Петрозаводск
|
19 октября 2015 года
|
Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего М.В. Даниловой, судей С.А. Беньяминовой,
А.А. Тайбакова,
заслушав в судебном заседании заключение судьи А.А. Тайбакова, проводившего на основании статьи 39 Закона Республики Карелия
«О Конституционном Суде Республики Карелия» предварительное изучение обращения Лапоревича Николая Михайловича и депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Федичева Александра Сергеевича о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений пункта 20 статьи 1 Закона Республики Карелия от 1 ноября 2004 года № 813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» и статьи 1¹ Закона Республики Карелия от 1 декабря 2004 года № 825-ЗРК «О муниципальных районах в Республике Карелия»,
установил:
- В своем обращении в Конституционный Суд Республики Карелия заявители оспаривают конституционность положений пункта 20 статьи 1 Закона Республики Карелия от 1 ноября 2004 года № 813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» и статьи 1¹ Закона Республики Карелия от 1 декабря 2004 года № 825-ЗРК «О муниципальных районах в Республике Карелия».
Согласно пункту 20 статьи 1 Закона Республики Карелия «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» образовано муниципальное образование – Сортавальское городское поселение, в состав которого входят город Сортавала, поселки Заречье, Красная Горка, Ламберг, Лахденкюля, Нукутталахти, Оявойс, Рантуэ,Токкарлахти, Хюмпеля, Валаам.
Статьей 1¹ Закона Республики Карелия «О муниципальных районах в Республике Карелия» пятнадцать муниципальных образований наделены статусом муниципального района, в том числе пунктом 14 указанной статьи муниципальное образование города Сортавала наделено статусом муниципального района, в состав которого входят Сортавальское, Вяртсильское, Хелюльское городские поселения, Кааламское, Хаапалампинское сельские поселения (административный центр муниципального района – город Сортавала).
В ходе судебного заседания заявитель – депутат Законодательного Собрания Республики Карелия А.С. Федичев уточнил требования и просит признать не соответствующими Конституции Республики Карелия пункт 20 статьи 1 Закона Республики Карелия «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» и пункт 14 статьи 1¹ Закона Республики Карелия «О муниципальных районах в Республике Карелия».
По мнению заявителей, оспариваемые положения не соответствуют статьям 5, 9 Конституции Республики Карелия, поскольку понижают установленный Конституцией Республики Карелия статус города Сортавала как города республиканского значения до уровня городского поселения.
- Конституционный Суд Республики Карелия, рассмотрев обращение Лапоревича Николая Михайловича и депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Федичева Александра Сергеевича, представленные к нему материалы, не находит оснований для принятия обращения к рассмотрению.
Согласно Конституции Республики Карелия Республика Карелия есть республика (государство) в составе Российской Федерации с республиканской формой правления, которая самостоятельно решает вопросы административно-территориального устройства; административно-территориальными единицами Республики Карелия являются районы и города республиканского значения; городами республиканского значения являются Петрозаводск, Костомукша, Сортавала (статьи 1, 9).
В развитие указанных конституционных положений статья 2 Закона Республики Карелия от 29 апреля 2005 года № 871-ЗРК «Об административно-территориальном устройстве Республики Карелия» определяет, что административно-территориальное устройство Республики Карелия – это территориальная организация Республики Карелия, представляющая собой систему административно-территориальных единиц Республики Карелия, обеспечивающую исполнение на территории Республики Карелия полномочий органов государственной власти; город республиканского значения – административно-территориальная единица, имеющая статус города, являющаяся экономическим и культурным центром, имеющим развитую промышленность либо научно-производственный комплекс, развитую социальную инфраструктуру, объединяющая в своих границах подчиненные ей территории.
По смыслу приведенных конституционных и законодательных положений, административно-территориальное устройство Республики Карелия представляет собой разделение территории республики (государства) на части – административно-территориальные единицы, в рамках которых осуществляется управление государственными делами; указанное разделение осуществляется исходя из исторических, социально-экономических, культурных и иных особенностей таких частей территории республики.
Территориальные основы местного самоуправления установлены Конституцией Российской Федерации, согласно части 1 статьи 131 которой местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, по предметам которого издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72, часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены дискреционные полномочия законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по определению границ муниципальных образований и наделению их соответствующими статусами (статьи 10, 11).
Таким образом, определив Сортавальское городское поселение и Сортавальский муниципальный район в качестве муниципальных образований, республиканский законодатель осуществил правовое регулирование по предмету совместного с Российской Федерацией ведения в целях установления территориальных пределов реализации муниципальной власти и права граждан на местное самоуправление в Сортавальском городском поселении и Сортавальском муниципальном районе.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в ряде его решений, вопросы территориальных основ местного самоуправления, формирования муниципальных образований, с одной стороны, и административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации – с другой, будучи связаны между собой, имеют самостоятельное значение и, обладая собственным юридическим содержанием, относятся к различным сферам ведения: первый – к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, второй – к исключительному ведению субъектов Российской Федерации; территориальное устройство местного самоуправления жестко не связано с административно-территориальным делением субъектов Российской Федерации (Постановления от 24 января 1997 года № 1-П, от 3 ноября
1997 года № 15-П, от 30 ноября 2000 года № 15-П, Определения от 10 июля 2003 года № 289-О, от 15 мая 2007 года № 406-О-П).
Таким образом, оспариваемые законоположения, как направленные на определение Сортавальского городского поселения и Сортавальского муниципального района в качестве муниципальных образований, сами по себе не могут рассматриваться как изменяющие статус административно-территориальной единицы Республики Карелия – города республиканского значения Сортавала.
Формально оспаривая соответствие Конституции Республики Карелия указанных положений республиканских законов, заявители фактически выражают несогласие с установленными в них правовыми предписаниями. Однако внесение изменений в законы Республики Карелия является прерогативой законодателя и к полномочиям Конституционного Суда Республики Карелия, как они определены частью 2 статьи 68 Конституции Республики Карелия и статьей 3 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», не относится.
Следовательно, обращение не может быть принято Конституционным Судом Республики Карелия к рассмотрению, поскольку оно не отвечает требованиям Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Республики Карелия признается допустимым.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 41 (пункт 1.1), 43, 72 (часть 2) Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», Конституционный Суд Республики Карелия
определил:
- Отказать в принятии к рассмотрению обращения Лапоревича Николая Михайловича, депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Федичева Александра Сергеевича о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений пункта 20 статьи 1 Закона Республики Карелия «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» и пункта 14 статьи 1¹ Закона Республики Карелия «О муниципальных районах в Республике Карелия», поскольку оно не отвечает требованиям Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», согласно которым обращение в Конституционный Суд Республики Карелия признается допустимым.
- Государственная пошлина в размере 200 рублей, уплаченная при обращении о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений пункта 20 статьи 1 Закона Республики Карелия «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» и пункта 14 статьи 1¹ Закона Республики Карелия «О муниципальных районах в Республике Карелия», подлежит возврату Федичеву Александру Сергеевичу.
- Определение является окончательным, вступает в силу немедленно после его провозглашения и обжалованию не подлежит.
Рубрики: Новости, Определения