Определение от 25 сентября 2014 года

Об отказе в принятии к рассмотрению обращения Кузнецова Василия Ивановича

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в принятии к рассмотрению обращения Кузнецова Василия Ивановича о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия пункта 2 Решения Петрозаводского городского Совета от 29 ноября 2010 года № 26/47-931 «О внесении изменений в Решение Петрозаводского городского Совета от 15.07.2010 № 26/43-868 «Об утверждении Среднесрочной инвестиционной программы (2010-2012 гг.) ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» по реконструкции, модернизации и развитию систем и объектов коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа» и установлении надбавок к тарифам на водоснабжение и водоотведение
для ОАО «Петрозаводские коммунальные системы»
город Петрозаводск
25 сентября 2014 года

Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего А.А. Тайбакова, судей С.А. Беньяминовой, Т.Н. Фотиной,

заслушав в судебном заседании заключение судьи С.А. Беньяминовой, проводившей на основании статьи 39 Закона Республики Карелия
«О Конституционном Суде Республики Карелия» предварительное изучение обращения Кузнецова Василия Ивановича о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия пункта 2 Решения Петрозаводского городского Совета от 29 ноября 2010 года № 26/47-931 «О внесении изменений в Решение Петрозаводского городского Совета от 15.07.2010 № 26/43-868 «Об утверждении Среднесрочной инвестиционной программы (2010-2012 гг.) ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» по реконструкции, модернизации и развитию систем и объектов коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа» и установлении надбавок к тарифам на водоснабжение и водоотведение для ОАО «Петрозаводские коммунальные системы»,

установил:

  1. В своем обращении в Конституционный Суд Республики Карелия заявитель оспаривает конституционность правовых предписаний пункта 2 Решения Петрозаводского городского Совета от 29 ноября 2010 года № 26/47-931 «О внесении изменений в Решение Петрозаводского городского Совета от 15.07.2010 № 26/43-868 «Об утверждении Среднесрочной инвестиционной программы (2010-2012 гг.) ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» по реконструкции, модернизации и развитию систем и объектов коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа» и установлении надбавок к тарифам на водоснабжение и водоотведение для ОАО «Петрозаводские коммунальные системы».

Оспариваемыми правовыми предписаниями устанавливались на 2010 – 2013 годы размеры надбавок к тарифам на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям открытым акционерным обществом «Петрозаводские коммунальные системы», для реализации его Среднесрочной инвестиционной программы по реконструкции, модернизации и развитию систем и объектов коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа.

Заявитель полагает, что указанное правовое регулирование допускает принудительное изъятие денежных средств граждан в форме надбавок к ценам (тарифам) на услуги водоснабжения и водоотведения для финансирования названной инвестиционной программы, что не соответствует статьям 5 (части 1 и 2), 16 Конституции Республики Карелия.

В обоснование своей позиции В.И. Кузнецов также указывает на неопределенность содержания оспариваемых нормоположений, которые, как он считает, не обеспечивают баланс частных и публичных интересов, и, следовательно, нарушают принципы равенства, верховенства закона, предусмотренные статьями 5 (части 1 и 2), 16 Конституции Республики Карелия.

  1. Конституционный Суд Республики Карелия, изучив представленные В.И. Кузнецовым материалы, не находит оснований для принятия обращения к рассмотрению.

Оспариваемые заявителем правовые предписания (с учетом изменений, внесенных решениями Петрозаводского городского Совета от 15 декабря 2011 года № 27/07-121, от 26 апреля 2012 года № 26/10-162, от 2 октября 2013 года № 27/22-320) в настоящее время утратили юридическую силу в связи с истечением срока, на который было рассчитано их действие.

По смыслу пункта 4 статьи 41 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» в процессе конституционного судопроизводства Конституционный Суд Республики Карелия проверяет конституционность положений лишь действующих нормативных правовых актов, за исключением случаев, когда действием нормативного правового акта, отмененного или утратившего юридическую силу к моменту принятия обращения к рассмотрению, были нарушены предусмотренные Конституцией Республики Карелия права и свободы граждан.

Вместе с тем доводы заявителя о нарушении конституционных прав и свобод граждан являются необоснованными, а ссылки на указанные в обращении статьи Конституции Республики Карелия произвольны.

Согласно Конституции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, гражданское законодательство относятся к ведению Российской Федерации (статья 71, пункты «ж», «о»); по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (статья 76, часть 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Одним из таких законов является Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», который до 1 января 2013 года (до вступления в силу Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») закреплял основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (часть 1 статьи 1).

Указанным Федеральным законом определено, что надбавка к цене (тарифу) для потребителей – это ценовая ставка, которая учитывается при расчетах потребителей с организациями коммунального комплекса, устанавливается в целях финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, и общий размер которой соответствует сумме надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, реализующих инвестиционные программы; полномочием по установлению указанной надбавки наделены представительные органы муниципальных образований (статья 2, часть 1 статьи 5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, установив надбавки к тарифам, федеральный законодатель тем самым урегулировал вопрос о компенсации убытков организациям коммунального комплекса, на которые возложена обязанность строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Возложение же полномочий по окончательному формированию тарифов и надбавок за услуги коммунального комплекса на органы местного самоуправления основывается на Конституции Российской Федерации, ее статьях 130 и 132: будучи призванными решать вопросы местного значения, органы местного самоуправления выступают гарантом доступности для населения оказываемых коммунальных услуг (Определение от 1 ноября 2007 года № 748-О-О).

Таким образом, оспариваемые заявителем положения сами по себе не могут рассматриваться как нарушавшие конституционные права и свободы граждан, так как ими установлены лишь размеры надбавок к тарифам на водоснабжение и водоотведение ОАО «Петрозаводские коммунальные системы». Порядок же расчета надбавок к тарифам организаций коммунального комплекса, их установления, направления на финансирование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Между тем, проверка положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации не входит в компетенцию Конституционного Суда Республики Карелия, установленную статьей 68 Конституции Республики Карелия и статьей 3 Закона Республики Карелия
«О Конституционном Суде Республики Карелия».

Поскольку оспариваемые заявителем положения утратили юридическую силу, а конституционные права и свободы граждан в указанном заявителе аспекте оспариваемыми положениями не затрагиваются, то обращение заявителя не может быть принято к рассмотрению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 41 (пункт 1), 43, 72 (часть 2) Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», Конституционный Суд Республики Карелия

определил:

  1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения Кузнецова Василия Ивановича о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия пункта 2 Решения Петрозаводского городского Совета от 29 ноября 2010 года № 26/47-931 «О внесении изменений в Решение Петрозаводского городского Совета от 15.07.2010 № 26/43-868 «Об утверждении Среднесрочной инвестиционной программы (2010-2012 гг.) ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» по реконструкции, модернизации и развитию систем и объектов коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа» и установлении надбавок к тарифам на водоснабжение и водоотведение для ОАО «Петрозаводские коммунальные системы».
  2. Государственная пошлина в размере 200 рублей, уплаченная при обращении Кузнецова Василия Ивановича с просьбой о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия пункта 2 Решения Петрозаводского городского Совета от 29 ноября 2010 года № 26/47-931 «О внесении изменений в Решение Петрозаводского городского Совета от 15.07.2010 № 26/43-868 «Об утверждении Среднесрочной инвестиционной программы (2010-2012 гг.) ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» по реконструкции, модернизации и развитию систем и объектов коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа» и установлении надбавок к тарифам на водоснабжение и водоотведение для ОАО «Петрозаводские коммунальные системы», подлежит возврату заявителю.
  3. Определение является окончательным, вступает в силу немедленно после его провозглашения и обжалованию не подлежит.

 Конституционный Суд Республики Карелия

Рубрики: Определения