Именем Республики Карелия
Определение Конституционного Суда
от 6 декабря 2007 года, г. Петрозаводск |
 |
|
о прекращении производства по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия отдельных положений статьи 67 Закона Республики Карелия от 26 июня 2003 года № 681-ЗРК «О выборах депутатов Законодательного Собрания
Республики Карелия» в связи с обращением гражданина Бакаминова Дмитрия Эдуардовича
Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя
В.В. Сухачевой, судей Е.М. Переплесниной, П.А. Союнена, Т.Н. Фотиной,
руководствуясь статьей 68 (часть 2) Конституции Республики Карелия, статьей 3 (подпункт «а» пункта 1 части 1) Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Конституции Республики Карелия некоторых положений статьи 67 Закона Республики Карелия от 26 июня 2003 года № 681-ЗРК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия».
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина
Д.Э. Бакаминова.
Основанием для рассмотрения дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия правовые предписания части 1 статьи 67 Закона Республики Карелия от 26 июня 2003 года № 681-ЗРК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия», содержащиеся в словах «вправе разрешить» и «на одном или нескольких избирательных участках, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях».
Заслушав сообщение судьи-докладчика Т.Н. Фотиной, объяснения заявителя Д.Э. Бакаминова, представителя Законодательного Собрания Республики Карелия – консультанта государственно-правового управления Аппарата Законодательного Собрания Республики Карелия И.В. Титова, представителя Главы Республики Карелия – консультанта государственно-правового управления Администрации Главы Республики Карелия
Л.Н. Хотиной, выступление представителя Отдела законодательства Республики Карелия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу – главного специалиста-эксперта О.В. Гребеневой, Конституционный Суд Республики Карелия
установил:
1. Закон Республики Карелия № 681-ЗРК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия» принят Законодательным Собранием Республики Карелия 10 июня 2003 года, подписан Главой Республики Карелия 26 июня 2003 года, опубликован в газете «Карелия»
1 июля 2003 года № 69 и действует в редакции от 10 мая 2007 года.
В соответствии с частью 1 статьи 67 вышеназванного Закона окружные избирательные комиссии вправе разрешить провести досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования, голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях.
Заявитель считает, что оспариваемые предписания Закона умаляют гарантированное Конституцией Республики Карелия активное избирательное право граждан, проживающих на территории Республики Карелия, избирать депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия путем досрочного голосования, если избиратели будут находиться в день голосования за пределами Республики Карелия.
В связи с тем, что часть 1 статьи 67 вышеназванного Закона Республики Карелия предусматривает возможность досрочного голосования только на избирательных участках, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, но не предусматривает такую процедуру для осуществления волеизъявления гражданами, проживающими на территории Республики Карелия, обладающими активным избирательным правом и не имеющими возможности прибыть в день голосования в помещение для голосования своего избирательного участка по причине временного отсутствия по месту своего жительства (например, нахождение за пределами избирательного округа в отпуске, командировке и т.п.), заявитель считает, что оспариваемая норма республиканского Закона порождает неравенство среди граждан-избирателей, поскольку устанавливает разный уровень защищенности их избирательных прав.
Ограничение конституционных прав граждан, находящихся в день голосования по уважительной причине за пределами своего избирательного округа, заключающееся в непредоставлении им возможности досрочно проголосовать на выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия, с точки зрения заявителя, носит дискриминационный характер, так как реализация указанных прав граждан поставлена законодателем в зависимость от территориального признака.
2. Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, мнение специалиста, Конституционный Суд приходит к следующему выводу.
Основной довод Д.Э. Бакаминова, изложенный в обращении и уточненный в судебном заседании, сводится к тому, что оспариваемые положения части 1 статьи 67 республиканского Закона допускают нарушение конституционного права граждан, проживающих в Республике Карелия и находящихся в день голосования за пределами территориального избирательного округа, так как не предусматривают для этой категории граждан возможность избирать депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия посредством процедуры досрочного голосования.
Правовые предписания части 1 статьи 67 данного республиканского Закона воспроизводят правовые предписания части 10 статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и дозволяют окружным избирательным комиссиям провести досрочно голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных только в отдаленных и труднодоступных местностях, не затрагивая при этом вопросов правового регулирования досрочного голосования в иных случаях, в том числе и в тех, о которых говорит заявитель.
Требования заявителя по сути сводятся к оспариванию правовых предписаний части 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которым досрочное голосование на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации не проводится, кроме случаев, предусмотренных частью 10 статьи 65 вышеназванного Федерального закона.
Однако проверка конституционности части 1 статьи 65 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» может быть осуществлена только Конституционным Судом Российской Федерации (статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
При таких обстоятельствах, руководствуясь пунктом 1 статьи 41 и статьей 68 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», Конституционный Суд считает необходимым производство по данному делу прекратить ввиду неподведомственности данного конституционного спора Конституционному Суду Республики Карелия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 33, 41 (пункт 1), 68, 71, 72 (часть 2) Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», Конституционный Суд Республики Карелия
определил:
1. Прекратить производство по настоящему делу по обращению гражданина Д.Э. Бакаминова о проверке соответствия Конституции Республики Карелия отдельных положений статьи 67 Закона Республики Карелия от 26 июня 2003 года № 681-ЗРК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия» ввиду неподведомственности данного конституционного спора Конституционному Суду Республики Карелия.
2. Согласно статье 77 (часть 1) Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», статье 6 (часть 1), статье 27 (часть 4) Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» настоящее Определение является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Копии данного Определения направить сторонам.
Конституционный Суд Республики Карелия
|