РЕШЕНИЯ

 
Определение Конституционного Суда
от 23 января 2007 года, г.Петрозаводск

об отказе в принятии к рассмотрению обращения депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Федичева Александра Сергеевича о соответствии Конституции Республики Карелия Закона Республики Карелия «О роспуске Петрозаводского городского Совета»

Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя
В.В. Сухачевой, судей В.П. Наговицына, Е.М. Переплесниной, П.А. Союнена, Т.Н. Фотиной,

заслушав заключение судьи П.А. Союнена, проводившего предварительное изучение обращения,

установил:

1. Закон Республики Карелия «О роспуске Петрозаводского городского Совета» № 1022-ЗРК принят Законодательным Собранием Республики Карелия 14 ноября 2006 года, подписан Главой Республики Карелия 15 ноября 2006 года и опубликован в газете «Карелия» 16 ноября 2006 года.

Депутат Законодательного Собрания Республики Карелия А.С. Федичев обратился в Конституционный Суд Республики Карелия с просьбой проверить данный закон на соответствие Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (часть 2), 41, 70.

По мнению заявителя, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Конституция Республики Карелия, законы Республики Карелия не наделяют законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации, в том числе и Республики Карелия, полномочиями по принятию решений о роспуске представительных органов муниципальных образований, а статья 73 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливая порядок принятия правового акта субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования, не содержит правовых предписаний, обязывающих законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимать закон о роспуске представительного органа муниципального образования, проект которого вносится высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

2. Согласно части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в статье 5 которого содержится перечень основных полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В рамках полномочия по осуществлению законодательного регулирования в соответствии с пунктом «н» части 2 данной статьи законом субъекта Российской Федерации регулируются иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации, в том числе в соответствии с другими федеральными законами.

К числу таких иных вопросов относится принятие субъектом Российской Федерации закона о роспуске представительного органа муниципального образования. Процедура, в соответствии с которой принимается этот закон, предусмотрена Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», его статьями 35 (часть 16) и 73.

В частности, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 73 этого Закона «в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования. Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске».

Конституция Республики Карелия также провозглашает право Законодательного Собрания Республики Карелия на осуществление иных, помимо предусмотренных в самой Конституции, полномочий, если они предоставлены ему федеральными законами (пункты 2, 3 части 1, пункт 15 части 2, пункт 2 части 4 статьи 41).

Из вышеизложенного следует, что дискреционное полномочие законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по роспуску представительного органа муниципального образования и порядок осуществления данного полномочия четко и определенно сформулированы в Федеральном законе от 6 октября 2003 года
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», детально регулирующем правовые отношения в сфере организации местного самоуправления. Правовые предписания указанного закона не требуют дублирования в законах субъектов Российской Федерации в силу их прямого действия на всей территории Российской Федерации. Поэтому доводы заявителя об отсутствии такого полномочия у Законодательного Собрания Республики Карелия Конституционный Суд Республики Карелия расценивает как надуманные и не являющиеся основанием к рассмотрению обращения в этой части.

Заявитель также полагает, что принятие республиканского Закона «О роспуске Петрозаводского городского Совета» без выявления по этому поводу позиции избирателей муниципального образования нарушает право проживающих на его территории граждан на самостоятельное осуществление местного самоуправления. Данный довод заявителя, по сути, свидетельствует о его несогласии с той процедурой принятия закона о роспуске представительного органа муниципального образования, которая предусмотрена Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и которая не предусматривает выявления мнения избирателей муниципального образования по данному вопросу.

Проверка конституционности правовых предписаний федерального закона не входит в компетенцию Конституционного Суда Республики Карелия, в связи с чем в принятии обращения следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 33 – 37, 39, 41, 43 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», суд

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Федичева Александра Сергеевича, поскольку оно не отвечает требованиям Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» и не подведомственно Конституционному Суду Республики Карелия.

2. Определение Конституционного Суда Республики Карелия по данному обращению окончательно, и обжалованию не подлежит.

3. Копии данного Определения направить депутату Законодательного Собрания Республики Карелия А.С. Федичеву, Главе Республики Карелия и Законодательному Собранию Республики Карелия.

Конституционный Суд Республики Карелия

 
 
   
Наверх | Главная | Ссылки      
© Конституционный Cуд Республики Карелия, 2006
e-mail: concourt@karelia.ru
        Разработка сайта:
"MSN", 2006