Определение Конституционного Суда
от 6 июля 2006 года, г.Петрозаводск |
 |
|
об отказе в принятии к рассмотрению обращения Камышановой Татьяны Ивановны о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений Решения Совета местного самоуправления муниципального образования «Лоухский район» от 15 марта 2005 года № 26 и некоторых положений Порядка предоставления мер социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений муниципального образования «Лоухский район», утвержденного Постановлением Главы местного самоуправления Лоухского района от 24 марта 2005 года № 23
Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего Е.М. Переплесниной, судей В.П. Наговицына,
П.А. Союнена, заслушав заключение судьи В.П. Наговицына, проводившего предварительное изучение обращения гражданки Камышановой Татьяны Ивановны,
установил:
1. В Конституционный Суд Республики Карелия обратилась гражданка Камышанова Татьяна Ивановна с требованием о проверке на соответствие части 2 статьи 5 Конституции Республики Карелия пунктов 1 и 2 Решения Совета местного самоуправления муниципального образования «Лоухский район» от 15 марта 2005 года № 26 XXV сессии III созыва «О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений муниципального образования «Лоухский район», опубликованного в общественно-политической газете Лоухского района «Приполярье» № 10 от 19 марта 2005 года, и пункта 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений муниципального образования «Лоухский район», утвержденного Постановлением Главы местного самоуправления Лоухского района от 24 марта 2005 года № 23 «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений муниципального образования «Лоухский район» по оплате жилья с отоплением и освещением, и обеспечению топливом» , опубликованного в общественно-политической газете Лоухского района «Приполярье» № 13 от 9 апреля 2005 года.
По мнению заявительницы, оспариваемые правовые предписания нарушают ее право как медицинского работника, проживающего и проработавшего в сельской местности более 10 лет, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, закрепленное в законодательстве СССР и РФ, которое также распространялось и на членов их семей. Т.И. Камышанова считает, что нормы указанных муниципальных актов в значительной степени ухудшают ранее достигнутый до 1 января 2005 года уровень социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений муниципального образования «Лоухский район», в частности врачей, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием.
В соответствии с пунктом 2 названного Решения Совета местного самоуправления муниципального образования «Лоухский район» социальная поддержка граждан, указанных в пункте 1 данного акта, осуществляется в форме бесплатного предоставления жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оплата жилой площади с отоплением и освещением производится независимо от вида жилого фонда.
Согласно пункту 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений муниципального образования «Лоухский район» данная мера социальной поддержки предоставляется по основному месту работы и независимо от установленной нагрузки.
2. Конституционный Суд Республики Карелия, изучив представленные Т.И. Камышановой материалы, не находит оснований для принятия ее обращения к рассмотрению.
Решением Лоухского районного суда Республики Карелия от 6 июля 2005 года по заявлению прокурора Лоухского района пункты 1 и 2 Решения Совета местного самоуправления муниципального образования «Лоухский район» от 15 марта 2005 года № 26 XXV сессии III созыва были признаны противоречащими Закону и недействующими. Данное решение суда не было обжаловано и вступило в законную силу.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное неуважение к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Эти требования, основанные на положениях статей 1 (часть1), 2, 10, 18, 46 (часть 1) и 118 Конституции Российской Федерации, корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившего обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим в ущерб одной из сторон; исполнение же решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть «суда» (Постановления от 19 марта 1997 года по делу «Хорнсби ( Hornsby ) против Греции», от 7 мая 2002 года по делу «Бурдов против России» и др.).
Часть 2 статьи 5 Конституции Республики Карелия, на соответствие которой заявительница просит проверить некоторые положения муниципальных нормативных правовых актов, говорит о верховенстве Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Карелия перед законами и иными правовыми актами, принимаемыми в Республике Карелия. Проверка конституционности оспариваемых положений потребовала бы их проверки на соответствие действующему федеральному законодательству.
Однако оспариваемые нормативные положения уже были предметом судебного разбирательства, и имеется вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции, согласно которому установлен факт несоответствия оспариваемых положений федеральному законодательству.
Решением Лоухского районного суда от 6 июля 2005 года по заявлению прокурора Лоухского района были защищены интересы неопределенного круга лиц. Скорейшее исполнение вступившего в законную силу судебного решения соответствует задаче реализации конституционно-значимого публично-правового интереса государства и общества при осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
Ответственность за неисполнение судебного решения лежит на органах местного самоуправления муниципального образования «Лоухский район», а осуществление надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» возложено на прокуратуру.
Вопросы контроля за исполнением судебных решений федеральных судов находятся за рамками полномочий Конституционного Суда Республики Карелия.
Механизм реализации и правовые последствия вступивших в законную силу решений судов общей юрисдикции определены Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и, в частности, его статьей 253, согласно которой решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Положения пункта 4 Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья с отоплением и освещением воспроизводят содержание пункта 2 Решения Совета местного самоуправления муниципального образования «Лоухский район» в части оспариваемых предписаний, что влечет утрату ими силы в этой части, а потому они также не могут являться предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Карелия.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в принятии к рассмотрению обращения Т.И. Камышановой следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 39, 41, 43, 79 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», суд
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения гражданки Камышановой Татьяны Ивановны о проверке соответствия Конституции Республики Карелия положений пунктов 1 и 2 Решения Совета местного самоуправления муниципального образования «Лоухский район» от 15 марта 2005 года № 26 XXV сессии III созыва «О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений муниципального образования «Лоухский район» и пункта 4 Порядка, утвержденного Постановлением Главы местного самоуправления Лоухского района от 24 марта 2005 года № 23 «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений муниципального образования «Лоухский район» по оплате жилья с отоплением и освещением, и обеспечению топливом».
2. Определение является окончательным, вступает в силу немедленно после провозглашения, обжалованию не подлежит.
3. Копии данного определения направить Т.И. Камышановой, Главе местного самоуправления Лоухского района и прокурору Лоухского района.
Конституционный Суд Республики Карелия
|